renatar: (Default)
[personal profile] renatar
Текст про вчерашний пикет, не пошедший туда, куда писался. Если кому нужно - свистите.



Пикет с человеческим лицом

Итак, что происходило сегодня в Пушкинсом скверике, практически в самом центре российской столицы? Можно было бы просто перечислить лозунги, описать группки и группировки, и – подробно – известных людей, пришедших сегодня поучаствовать в пикете. В сущности, ничего плохого в этом нет, лозунги были отличные: от «Мы не хотим фашистов у власти» до «Я люблю хачапури». И про людоедскую власть - было, и про Россию без Путина – было. В общем, все как полагается. Известные люди тоже были замечательные, одних журналистов целая куча. Но я хочу сказать не об этом, а о том, что «зацепило» лично меня. Пожалуй, больше всего меня впечатлили 3 вещи. Изложу их по порядку впечатления, хотя, возможно, и не по степени их значимости.
Первое. Меня поразило одновременно то, что народу так много и что его так мало. Нет-нет, это не парадокс и сказано не для красного словца. Это действительно так. Людей пришло очень много (по разным выкладкам от тысячи до трех тысяч человек), судя по всему больше, чем на любую демократическую акцию за последние годы. Говорят, что фашисты собирали больше, ну так на то они и фашисты. А тут вдруг такое количество приличных людей. Удивительно!
Но при этом народу пришло удручающе, чудовищно, катастрофически мало. Все время, пока я бродила по небольшому пятачку, огороженному железными заборчиками, в голове билась и билась мысль: если это ВЕСЬ имеющийся у нас ресурс – то нам остается только горько плакать или, как говорили во времена нашего детства, тихо завернуться в простыню и не создавая паники ползти на кладбище. Потому что с таким ресурсом никто еще не добивался никаких серьезных результатов.
Я понимаю, что вышесказанное логично вызывает вопрос: а кто такие эти мы? Поскольку у меня нет ни малейшего желания совершать ошибку, которую последние десятилетия так успешно совершают наши демократы, я на этот вопрос отвечать вообще не буду. Потому что иначе мы опять погрязнем в обсуждениях, выяснениях и оттачивании терминов. Скажу только, что в моем личном понимании «мы» - это те, кому по тем или иным причинам не нравится то, что происходит в России в последнее время. И, судя по сегодняшнему пикету, нас не так уж много, что не может не огорчать.
Второе. Меня приятно поразил возрастной состав участников – месяцев так от 2 и лет, наверное, до 90. То есть сегодня на Пушкинской собралось какое-то удивительное количество разных поколений. Были и «профессиональные борцы за свободу и демократию», и совсем юные ребята, почти подростки, и многочисленные ЖЖ-исты, и детки в колясочках, и поколение девяти-десятилетних, которое оголтело носилось по площадке. Один знакомый ребенок сначала долго спрашивал меня, что это за праздник и почему никто не радуется, а потом как-то осознал и даже временно затих.
Для меня такое эклектичное с возрастной точки зрения сборище – событие безусловно радостное. В частности потому, что оно свидетельствует о некоторой «разомкнутости» общества, о том, что есть шанс видеть на таких митингах и пикетах все-таки не одни и те же лица, что они меняются, подрастают, что наши дети потихоньку научаются понимать, что именно происходит вокруг них, начинают сознательно к этому относиться.
Третье. На пикете практически не было никаких речей. То ли потому, что громкоговоритель никто не принес, то ли потому, что на громкий протест не было получено разрешение. А поскольку речей не было, то люди вели себя не как на митинге, а как на… ну, скажем, на чем-то среднем между похоронами (Политковская) и курилкой (та часть, которая против антигрузинской политики). То есть люди ходили, грустили, встречали знакомых, обсуждали текущие новости и так далее. Под конец даже пели, начав с «Сулико» и логично добравшись в итоге до Окуджавской «Молитвы». Пробираясь сквозь толпу, можно было услышать обрывки обычных человеческих разговоров: «Гемоглобин у него что-то понижен…», «А она так носится, так носится, то с палкой, то с мячом…», «А ты жизнь меняй!...»
В общем, сегодня на Пушкинской улице Человека можно было найти и без фонаря. И это, по-моему, очень правильно. Потому что самое страшное, что происходит сейчас в нашей стране – это какая-то повальная потеря людьми человечности и индивидуальности. И если что-то сможет противостоять насилию, ксенофобии, идиотизму или подлости властей, произволу силовых структур и прочим нашим бедам – это не абстрактные какие-то подписи-проценты-бюллетени, а как раз вот такая человечность. Человечность людей, которые помнят, что они – люди, и ценят это.

Date: 2006-10-09 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] neckapb.livejournal.com
Я не дочитал до страданий. Увидел там безответственное заявление какой-то отдельно стоящей фирмы, и под ним длиннющий хвост прений. Хотят подставляться - пусть подставляются; к официальной позиции России, боюсь, они имеют мало отношения.
Рената, понимаете, это уже становится похоже на заклинание. Да я верю, что Вы шли на правое дело, с огнём в очах и жаждой встреч с людьми-солью земли. Но в итоге-то так или иначе топтались, фигурально говоря, два часа на костях невинноубиенных одиноких владельцев злосчастной жилплощади. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Отсюда вывод - не всякая блаженно-либеральная тусовка хороша по определению, надо всё-таки интересоваться не слухами, а фактами и подключать немного трезвой головы.
Я не понимаю, что значит "нацистская политика властей". В чём она? В том, что к нелегалам применили действие миграционных правил? А Вы считаете, что эти правила не должны работать?.. или в том, что арестовали преступников, у которых вроде бы нет национальности? А Вы считаете, что преступники должны разгуливать на свободе? У кого-то где-то спросили документы? У меня иногда спрашивают на улице документы. Без всякой истерики предъявляю и иду дальше. Нет никакой нацистской политики, всё надумано...
А вот когда из национальных окраин под ножами бежали тысячи тамошних русских (в одной Чечне только погибло 20 тысяч нечеченцев и 250 тысяч бежали за пределы; это всё-таки посильнее 143 депортированных нелегалов будет) - что-то не помню я многотысячных митингов солидарности. Все делали вид, что так оно и надо. Видимо, та политика нацистской не была...
В общем, печально это всё.

December 2015

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 08:52 am
Powered by Dreamwidth Studios